Подагра - «Королева болезней»

Подагра – одна из самых «старых» болезней. Как острую боль в стопе Гиппократ описал ее еще в V веке до н. э.
Подагрой страдали многие известные личности: Александр Македонский, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин…
Список можно продолжать. Основным виновником появления данного недуга у человека и других приматов является отсутствующий ген уриказы.

Что такое подагра?

Подагра – заболевание, возникающее на фоне нарушения белкового обмена в организме.
Если в процессе выведения пуринов – продуктов расщепления белков – произошел сбой, в крови повышается уровень мочевой кислоты, и кристаллы ее солей накапливаются в полости сустава.
Сначала возникает воспаление, вызывающее острые боли и снижение подвижности. Затем может произойти деформация и разрушение суставов.

Причины развития подагры?

Основные причины возникновения подагры – это:
  • Генетические нарушения. Определенные гены, передающиеся детям от родителей, отвечают за функционирование ферментов, которые контролируют обмен мочевой кислоты в организме.
  • Различные заболевания крови, проявляющиеся нарушением соотношения липидов и анемией.
  • Хроническое аутоиммунное заболевание кожи (псориаз).
  • Заболевания почек, нарушающие функции почек. Чаще всего это хроническое воспаление, инфекция или врожденное нарушение функций.
  • Неконтролируемый прием аспирина, диуретиков, пищевых добавок с витамином B3, ингибиторов АПФ и других лекарственных веществ.
  • Избыточное употребление белковой пищи, особенно мяса, рыбы, грибов, бобовых. В процессе усвоения белок распадается на аминокислоты и азотистые шлаки, одним из которых является мочевая кислота.
  • В норме она должна выводиться почками, но из-за большого количества белков в рационе концентрация мочевой кислоты может значительно повыситься.

Какие симптомы подагры?

Основные симптомы подагры проявляются в виде приступов внезапной острой боли, отека, покраснения, жара в суставе.
Чаще всего приступы заболевания случаются в ночное время. Острый подагрический артрит может быть спровоцирован перееданием, особенно мяса, и чрезмерным употреблением алкоголя.
Повышенные физические нагрузки, ушиб в районе сустава, нервное перенапряжение, прием определенных лекарств также относятся к факторам риска развития приступа.

Симптомы острой подагры:
  • внезапная сильная боль в суставе. Некоторые сравнивают её с болью при переломе, ожоге или описывают как «ощущение впившегося стекла»;
  • отёк и покраснение кожи над поражённым суставом;
  • боль при движении.

Симптомы хронической подагры:
  • «узлы» под кожей или внутри сустава — тофусы;
  • деформация сустава;
  • ограничение подвижности.

В чем заключается диагностика подагры?

При появлении симптомов болезни необходимо записаться на прием к ревматологу. Врач составит план обследования, который может включать в себя:
  • Биохимический анализ крови – для определения уровня мочевой кислоты. Если этот показатель выше нормы, то возможность развития подагры велика и необходимо принимать меры для ее профилактики или лечения.
  • Общий анализ мочи также позволяет определить количество мочевой кислоты, выводимой почками. Повышенное ее содержание свидетельствует о риске развития подагры.
  • Анализ синовиальной жидкости. Это наиболее достоверный метод диагностики подагрического артрита.
Что такое синовиальная жидкость? Синовиальная жидкость является смазкой для суставов, и в ней могут накапливаться кристаллы уратов, снижая ее способность сохранять подвижность суставов. Анализ синовиальной жидкости позволяет выявить наличие в ней солей мочевой кислоты и поставить точный диагноз.

Для прояснения клинической картины подагры применяются дополнительные обследования:
  • Рентгенография, которая позволяет оценить степень развития заболевания и наличие деформаций суставов и осложнений.
  • Компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) используются для выявления тофусов и бурсита.
  • Ультразвуковое исследование почек определяет наличие камней в почечных лоханках.

Подагра атакует только суставы?

Нет.
Кроме приступообразно протекающего артрита, в патологический процесс могут быть вовлечены почки (вплоть до развития хронической почечной недостаточности), сосуды, сердце.
У части пациентов в подкожной клетчатке, в области хрящей, клапанов сердца отмечается скопление солей мочевой кислоты с образованием подагрических узлов — тофусов, которые изменяют форму ушных раковин, кистей, стоп, подчас обезображивая их.
Может возникнуть порок сердца.

Передаётся ли подагра по наследству?

Предрасположенность к накоплению мочевой кислоты может передаваться по наследству, но развитие самого заболевание зависит от образа жизни и неблагоприятных факторов внешней среды.

Подагра может развиться только у людей с большим весом?

Количество лишних килограммов никаким образом не влияет на развитие подагры.
Такое заболевание носит генетический и физиологический характер, поэтому если родители страдали подагрой, высока вероятность того, что их ребёнок унаследует болезнь.
Также подагра может развиться у людей с повышенным содержанием холестерина в крови и сахарным диабетом.

Как проходит лечение подагры?

Если возник острый приступ подагры, то на первом этапе требуется купировать воспалительный процесс приемом НПВС, колхицина или глюкокортикостероидов.
Второй этап — это снижение и удержания уровня мочевой кислоты в определенном диапазоне.

Что будет, если не лечить подагру?

Если не лечить подагру, все больше суставов будут вовлекаться в патологический процесс.
Часто заболевание приводит к тяжелому анкилозу и деформации сочленений.
Кроме того, к осложнениям относятся такие состояния, как нефролитиаз, депрессия и ишемическая болезнь сердца.

В чем заключается профилактика подагры?

При наличии факторов риска подагры необходимо проводить профилактику, направленную на изменение диеты и образа жизни в целом.
  • Ограничьте употребления мяса, мясных субпродуктов и алкогольных напитков.
  • Регулярно применяйте лекарственные средства под контролем лечащего врача.
  • Снизить употребление алкоголя, особенно пива.
  • Пейте достаточное количество воды.
  • Контролируйте свой вес.
  • Занимайтесь физкультурой – ходьбой, ездой на велосипеде, плаванием, гимнастикой.
  • Регулярно проходите медицинское обследование.