Патологии шейки матки

Клинически заболевания и патология шейки матки протекают очень часто бессимптомно. Такие клинические проявления патологии шейки матки как появление водянистых белей, кровянистые выделения из половых путей при половом акте, скудные кровотечения, могут быть симптомами как доброкачественной, так и злокачественной патологии. В ряде случаев наблюдается болезненности при половом акте (диспареуния). Боли внизу живота отмечаются достаточно редко. Мы рекомендуем регулярное прохождение гинекологического обследования для своевременного выявления патологии шейки матки, так как в последние годы наблюдается стремительный рост заболеваемости раком шейки матки, особенно у молодых пациенток.

Патологии шейки матки

Хирургические методы лечения заболеваний и патологии шейки матки

·         электроконизацию шейки матки. Электроконизация шейки матки заменила одну из первых хирургических методик оперативного лечения - конизацию шейки матки с использованием классических хирургических инструментов. В настоящее время при патологии шейки матки конизация и электроконизация в крупных современных лечебных учреждениях вытеснены полностью другими методиками, лишенными типичными недостатками конизации шейки матки – большой длительностью заживления, выраженной болезненностью после операции, формированием рубца на шейке матки. Шейка матки при классической конизации практически полностью утрачивает чувствительность что существенно ухудшает качество половой жизни. В настоящее время процедура конизации шейки матки проводится с использованием аппарата радиоволновой или лазерной хирургии.

·         диатермокоагуляцию и диатермоэксцизию шейки матки. Это одни из первых методов электрохирургического воздействия на шейку матки, который в настоящее время не рекомендуется к широкому клиническому применению, так как после диатермокоагуляции шейка матки теряет эластичность, что нежелательно для последующих родов. Заживление происходит в течение нескольких месяцев.

·         криодеструкцию. Представляет собой точечное воздействие - замораживание патологического очага жидким азотом. Процедура сопровождается повреждением здоровых тканей и образование выраженного отека. Заживление после криодеструкции также происходит в течение нескольких месяцев. Чаще всего эта операция проводится при лейкоплакиях шейки матки, эктропионе, реже при эрозиях.

·         лазеротерапию (лазерную вапоризацию, лазерную деструкцию). Удаление пораженной ткани шейки матки проводится при помощи луча лазера. Кондиломы, папилломы, тонкие лейкоплакии шейки матки, незначительный дискератоз шейки матки, полипы шейки матки, эндометриоз шейки матки, хронический цервицит — вот перечень показаний к лазерной вапоризации. Не проводят лазерную вапоризацию при грубых рубцовых деформациях шейки матки, дисплазиях второй и третьей степени, злокачественных процессах.

·         радиохирургический метод. Является наиболее современным и универсальным методом лечения патологии шейки матки. Процедура проводится с помощью аппарата радиоволновой хирургии Сургитрон. Иссечение патологического очага не сопровождается повреждением здоровых тканей, не возникает таких послеоперационных последствий, как отёк, воспаление, сведён к минимуму риск возникновения грубой рубцовой деформации шейки матки, и поэтому может быть применен при лечении нерожавших женщин. Методика радиоволной хирургии эффективна и в лечении дисплазии шейки матки 1-2 степени.

Эрозия слизистой шейки матки

Представляет собой участок на поверхности шейки матки, лишенной эпителия, возникающий в результате воспалительных процессов в женских половых органах, травматизации или химического воздействия. В норме такой дефект эпителия слизистой существует относительно недолго, и уже через 1-2 недели от возникновения он начинает заживать. Эрозии, как правило, обнаруживаются случайно при профилактическом осмотре.

Эктопия шейки матки

Представляет собой смещение границ цилиндрического эпителия (слизистой оболочки канала шейки матки) на влагалищную часть шейки матки. Неосложненная эктопия шейки матки является вариантом нормы для девушек-подростков и молодых женщин до 25 лет. В этом возрасте эктопия шейки соответствует неустоявшемуся гормональному статусу, как правило, не приводит к малигнизации и не требует лечения. Однако, выявление эктопии в более позднем возрасте требует тщательного обследования и обязательного лечения. Риск озлокачествления существенно возрастает при при сочетании эктопии шейки матки с воспалительными процессами влагалища и шейки, лейкоплакией шейки матки, плоскими кондиломами и предраковыми изменениями, дисплазией шейки матки. При выявлении эктопии рекомендуется регулярное наблюдение — осмотр гинеколога 1 раз в 6–12 месяцев и мазки на онкоцитологию.

В большинстве случаев пациентки с эктопией шейки матки не предъявляют никаких жалоб, однако, у пациенток могут наблюдаться обильные беловатые выделения из половых путей (бели), боли, нарушения менструального цикла.

Эктропион шейки матки

Это выворот слизистой оболочки канала шейки матки, возникающий после несопоставленных и неушитых разрывов шейки матки после родов, неправильного зашивания разрывов шейки матки, при нарушении техники проведения вмешательств на шейке матки. В большинстве случаев для эктропиона характерно бессимптомное течение, иногда бывают жалобы на бели.

Папилломатоз и кондиломатоз шейки матки, влагалища и вульвы

Являются следствием инфицирования пациентки вирусом папилломы человека. При этом на шейке матки, на стенках влагалища, на вульве появляются так называемые половые бородавки. Папилломатоз и кондиломатоз шейки матки нуждаются в обязательном удалении.

Лейкоплакия шейки матки

Патологический процесс, связанный с ороговением поверхностных слоев слизистой оболочки, покрывающей влагалищную часть шейки матки. Специфических жалоб для лейкоплакии шейки матки нет. У большинства пациенток заболевание протекает бессимптомно. Относительно редко могут наблюдаться кровянистые или белесоватые выделения из половых путей. Лейкоплакия шейки матки претерпевает злокачественную трансформацию в 25-30% нелеченных случаев в течение 3-5 лет. Выбор методов лечения лейкоплакии шейки матки определяется формой заболевания - простой или пролиферативной, и направлено на устранение имеющихся фоновых заболеваний шейки матки и полное удаление патологических очагов измененного эпителия, с последующей поддерживающей антибактериальной, противовирусной, противовоспалительной терапией.

Полипы шейки матки

Представляют собой эпителиальные разрастания слизистой оболочки канала шейки матки неправильной формы, развивающиеся внутри цервикального канала или выходящие за его пределы. При обнаружении полипов шейки матки показано проведение раздельного диагностического выскабливания слизистой оболочки шейки и полости матки под контролем гистероскопии.

Дисплазия шейки матки

Наиболее серьёзное изменение структуры эпителия шейки матки. Появление атипичных клеток на шейке матки обычно связывают с длительной хронической травматизацией, а также с наличием вируса папилломы человека. Достоверно доказана взаимосвязь серотипов 16 и 18 с развитием тяжелой клеточной дисплазии шейки матки и предраковых изменений. Крайняя степень дисплазии шейки матки является по сути своей начинающимся раком шейки матки.

Следующей стадией может быть уже инвазивный рак. К сожалению, в большинстве случаев дисплазия шейки матки течет бессимптомно, проявляясь лишь примерно у 1-3% пациенток "генитальными бородавками". Это состояние нуждается в обязательном хирургическом лечении: выбор метода лечения определяется стадией дисплазии шейки матки. При дисплазии 1-й степени предпочтительная криокоагуляция, при дисплазии 2-й степени - электроконизация или радиоволновая хирургия. Дисплазия шейки матки 3-й степени (CIN III) может нуждаться в удалении матки (гистерэктомии). Выбор метода лечения дисплазии шейки матки должен проводиться ТОЛЬКО врачом-специалистом по результатам кольпоскопии и расширенного гистологического исследования. Кроме того, после постановки диагноза "дисплазия шейки матки" лечение должно быть назначено и проведено незамедлительно!

Пустынников Александр Викторович

Врачакушер-гинеколог, врач-онколог, врач-ультразвуковой диагностики. Заведующий отделением. Кандидат медицинских наук.

Колесникова Елена Петровна

Врач-акушер-гинеколог

Зяблова Светлана Анатольевна

Врач акушер-гинеколог, высшая квалификационная категория