Ретроцервикальный эндометриоз

Ретроцервикальный эндометриоз — одно из распространенных гинекологических заболеваний, при котором очаги эндометриоза появляются на различных участках малого таза и брюшной полости. Эндометриоидные разрастания могут быть обнаружены на задней стенке влагалища или матки, передней стенке прямой кишки, поражать область дугласового кармана и крестцово-маточные связки. В процесс могут также вовлекаться стенки малого таза с проходящими там мочеточниками и ректосигмовидный отдел толстой кишки. Не исключено поражение тонкой кишки, аппендикса или пузырно-маточной складки.

Ретроцервикальный эндометриоз

Симптомы ретроцервикального эндометриоза

• тазовые боли, и боли, иррадиирущие в другие органы (крестец, поясницу, прямую кишку и др.);
  • диспареуния и контактные влагалищные кровотечения;
  • выделения из прямой кишки при месячных, запоры, диарея;
  • при вовлечении в процесс мочеточника — учащенное мочеиспускание.

• роды;
  • аборты;
  • ВМС;
  • гинекологические оперативные вмешательства;
  • генетика.

• трансвагинальное ультразвуковое исследование органов малого таза;
  • КТ, МРТ органов малого таза;
  • колоноскопия;
  • диагностическая лапароскопия (осмотр полости малого таза и брюшной полости изнутри через небольшие проколы передней брюшной стенки).

Лечение ретроцервикального эндометриоза

При выборе тактики лечения учитывают не только степень распространения на окружающие ткани, но также возраст пациентки и ее планы на рождение ребенка. Консервативная терапия рекомендована пациенткам в период менопаузы, когда существует возможность регресса патологических очагов. Медикаментозные препараты назначаются для подавления роста очагов и предупреждения циклических изменений в них. Кроме того, при необходимости показаны обезболивающие, спазмолитики, иммуномодуляторы и т.д. При этом женщина должна находиться под постоянным врачебным наблюдением. Но единственно радикальным способом избавления от заболевания является хирургическое лечение. Грамотное назначение гормональных препаратов после операции позволяет снизить вероятность развития рецидива, сегодня этот показатель в нашей клинике не превышает 3%.

Операция ретроцервикального эндометриоза

Результат лечения зависит от того, насколько радикально будут удалены все очаги, при этом не менее важно максимально сохранить целостность всех органов и тканей. Это является важным условием при проведении операции у женщин, планирующих рождение ребенка после того, как будет пролечен ретроцервикальный эндометриоз. Лечение лучше доверить специалистам, имеющим опыт в проведении не только гинекологических вмешательств, но также операций урологического и проктологического профиля.

Оперативное вмешательство выполняется с помощью лапароскопического доступа, позволяющего максимально бережно провести операцию. Более того, благодаря возможности визуализации удаление патологических очагов удается провести в пределах здоровых тканей. Возможность визуального контроля во время операции ретроцервикального эндометриоза дает возможность осмотреть кишечник, маточные трубы, диафрагму — места, часто поражаемые эндометриозом. Тщательная ревизия способствует предупреждению развития осложнений и рецидивов в дальнейшем.

В ходе одного хирургического вмешательства наши специалисты удаляют все имеющиеся очаги патологии, за счет качественного изображения можно определить их локализацию и степень распространения процесса с максимальной точностью. При проведении манипуляций на кишке или мочеточниках удается добиться отличных результатов без нарушения целостности просвета полых органов. Благодаря использованию в клинике малотравматичных методик нашим специалистам удается сохранить женщине репродуктивную функцию.

Реабилитация

Лапароскопическое лечение ретроцервикального эндометриоза предусматривает обязательный контроль состояния пациентки еще в течение 1-2 дней после вмешательства. После выписки рекомендуется ограничивать половую жизнь и физические нагрузки еще в течение 3-4 недель.

Для достижения оптимального терапевтического результата параллельно назначается терапия с применением гормональных препаратов. Это позволяет предупредить потенциально возможные рецидивы.

Пустынников Александр Викторович

Врачакушер-гинеколог, врач-онколог, врач-ультразвуковой диагностики. Заведующий отделением. Кандидат медицинских наук.

Колесникова Елена Петровна

Врач-акушер-гинеколог

Зяблова Светлана Анатольевна

Врач акушер-гинеколог, высшая квалификационная категория